Андрей Рублев - это Пасха Древней Руси

Заметки из паломнического тура, посвященного 3-й годовщине Rublev.com

21 Июля 2017   Никита Новиков   327
О гениальном древнерусском живописце Андрее Рублеве, которого Церковь почитает в лике преподобных — аскетов-подвижников, мы знаем очень мало. Творения его дивной кисти — или его учеников и сотрудников — разбросаны по разным уголкам территории, которую занимало Московское княжество XIV века.

За три года, которые существует Rublev.com, названный в честь преподобного Андрея, мы стремились осмыслить, охватить его наследие и поделиться им с нашими читателями. В нынешнем году, думая о том, как отметить приближающийся день памяти нашего небесного покровителя, мы решили посмотреть на Андрея Рублева по-новому — через открытие исторического контекста, в котором он жил, и через прикосновение к его миру — миру Древней Руси и московских земель того времени, переживавших невиданный, дарованный Богом расцвет. Паломническая поездка по местам, которые объединяют события жизни и творчества святого Андрея, показалась лучшим способом ощутить — молитвенно и познавательно — духовную связь с боговдохновенным живописцем.

 Москва - Владимир - Сергиев Посад - Звенигород - Москва

В поездке приняли участие самые разные люди. Учредитель Rublev.com и инициатор идеи Ксения Тихомирова, редакция и пользователи сайта, их друзья и друзья друзей, те, кто прочитал о ней в соцсетях или узнал в одном из московских храмов — всего около 20 человек. 

Настоящим даром свыше оказалась для нас встреча с историком Дмитрием Рудневым, согласившимся стать нашим гидом. Искренне и глубоко влюбленный в Древнюю Русь, Дима, и сам похожий на румяного, полного сил древнерусского богатыря, действительно сумел погрузить путешествующих в мир средневекового Московского княжества, в котором жил и работал Рублев.

Владимир

Как и всяким паломникам, Господь посылает трудности — особенно в начале пути. Несмотря на ранний выезд из Москвы, автобус плетется до Владимира в невыносимо плотных пробках шесть часов вместо запланированных четырех. От уныния спасают молитва, сон, дружеская беседа и раскатистый голос Дмитрия, ведущего неспешный рассказ о сложных взаимоотношениях между князьями и о этапах на пути к творческим высотам, которые пришлось пройти преподобному Андрею.

Но как только въезжаем во Владимир, усталость и раздражение исчезают бесследно. Яркий, радостный город залит солнцем. Привыкшие к уже ставшему легендарным холодному и дождливому лету-2017, мы с удивлением жмуримся от яркого света и просторного голубого неба. Стоит настоящая жара — под 30 градусов. Наша цель — белокаменный Успенский собор, главная святыня Владимира, где нас ждут Владимирская икона Божией Матери и фрески кисти преподобного Андрея Рублева.

От вида, открывающегося со смотровой площадки возле собора, захватывает дух: невероятная ширь, глубина и красота русского пейзажа — необъятные леса и поля, — о существовании которых забываешь, живя в большом городе. Рядом заливается смехом шумливая и пестрая молодежная свадьба: жених и невеста так юны, что, кажется, только-только окончили школу. Но нам уже пора внутрь — в тишину и прохладу древней церкви. 

Во время молебна перед образом Богоматери, украшенным дивным серебряным окладом, оглядываю эклектичный интерьер собора: пышный, барочный иконостас, фрески XIX века на колоннах… Но где же Рублев?.. Кто-то из стоящих рядом берет меня за локоть, указывая вверх: смотри! Прямо над головой — на своде и стенах центрального нефа — пространство заполнено фигурами апостолов, святых, ангелов, устремленных к центральной фигуре Христа. Это же знаменитая композиция «Страшный суд», которую, согласно летописи, писали Андрей Рублев и Даниил иконник. 

Потрясенный, не могу оторваться от фрески: как гармонично расположены фигуры на поверхности, как естественны их позы, в них нет никакого напряжения, а главное, они все находятся в диалоге — с Христом и между собой! Всех изображенных как будто соединяет и пронизывает свет. Так благодаря умозрению преподобного Андрея традиционно грозная сцена Суда превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости и любви. 

Подхожу к Диме: объясни, откуда в той средневековой Руси взялась эта удивительная, высшая гармония и красота? Как иконопись достигла уровня такой гениальности? 

Дмитрий собрал нашу группу около себя: 

— В сентябре 1380 года тысячи русских людей собрались и ушли в степь — долину смерти. Каждый, кто уходил туда раньше, не возвращался, пропадал, погибал. А на этот раз они вернулись. Вернулись, одолев страшного врага, желавшего уничтожить Русь, вернулись, победив смерть. И на Руси наступила Пасха. Торжество победы над смертью, над небытием. И великое событие Куликовской битвы изменило сознание народа и позволило вырасти таким мастерам, как Андрей Рублев. Которые вдохновлялись этой Пасхой, этим освобождением от смерти и возможности соприкоснуться с небесным. И отсюда эти свобода, гармония и свет в творениях святого Андрея, его сподвижников и учеников. 

С удивительной тишиной в душе выходим из собора. Все вместе фотографируемся у памятника преподобному Андрею, стоящему здесь же на площади — святой иконописец изображен пишущим икону на доске — в момент вдохновенного творчества.
    
Сергиев Посад

Дальше наш путь лежит в Троице-Сергиеву Лавру — место духовного становления Андрея Рублева. Скорее всего, святой иконописец был в послушании у преподобного Никона Радонежского, прямого ученика преподобного Сергия. Через общение с ближайшим кругом иноков, лично знавших «игумена земли русской», Андрей перенял уникальный духовный опыт самых выдающихся подвижников того времени, уходом от всякого земного попечения стяжал божественную благодать. Плодом истинно евангельской аскезы стал главный шедевр Рублева — «Троица Ветхозаветная», заказчиком которой, возможно, был как раз преподобный Никон, духовным зрением выбравший именно Андрея достойным этой работы.

Пробки опять испытывают терпение путешественников, и в Посад мы въезжаем уже ясным и теплым вечером. Город чистый, тихий, ухоженный. И уже в который раз открывшаяся взору Лавра снова поражает своим величием, мощью и покоем. После по-монастырски скромного, но вкусного ужина в трапезной духовной академии приятно пройтись по улицам, по которым паломники и туристы ходят только одним маршрутом — к Лавре или из нее. Недаром над дорогой, огибающей монастырь, огромная фигурная клумба из разных сортов цветов — «Город преподобного Сергия». Ловлю себя на мысли, что вообще встречал мало городов, жизнь которых — пусть и не во всех аспектах — строится вокруг духовного центра. Сергиев Посад — один из таких.

Ночевка в Сергиевом Посаде была предусмотрена организаторами для того, чтобы участники поездки могли исповедаться и причаститься в обители преподобного Сергия и помолиться перед его мощами. Утром встаем на самую раннюю литургию — начало в 5.30, — чтобы оказаться среди тех, кто пришел в храм с одной целью: участвовать в литургии. Мужской братский хор поет сдержанно и строго, молящиеся — только насельники обители и сумевшие встать засветло паломники. Именно в такой атмосфере постигается сила и постоянство аскетической традиции, идущей сквозь века, — таким же «литургическим воздухом», без сомнения, дышал здесь и преподобный Андрей в XIV веке. В этом смысле с тех пор ничего не изменилось.

А вот днем Лавра оглушает шумностью, обилием экскурсий. И если их количество вряд ли удивит — главный духовный центр России не может обойтись без внимания туристов, – то этнический состав вызывает поначалу неподдельное удивление: на 90% это китайцы. Жителями Поднебесной полны все внутренние пространства монастыря, храмы, площадь перед центральным входом. И новые автобусы все подъезжают и подъезжают. Российские и прочие паломники немного в шоке — не такой они привыкли видеть Лавру еще несколько лет назад. 

Кто-то объяснит это тем, что китайцев теперь везде много — благодаря возросшему уровню жизни в стране и, соответственно, возможности путешествовать. Но хочется верить, что «свет Христов просвещает всех», и жители Китая тянутся к русской духовности не только из праздного любопытства. Кто-то из нашей группы шутит, что «нужно запереть Лавру и крестить всех находящихся в ней сынов Поднебесной». Шутки шутками, но прошедшая несколько лет назад встреча Святейшего патриарха Кирилла и главы КНР Си Цзиньпина свидетельствует о том, что интерес в Китае к русской культуре и вере существует.

Завершает наше пребывание в Лавре редкая радость для паломника: нам разрешают подняться на колокольню. Глядя на озаренные утренним солнцем купола, на сотни людей во дворе монастыря, сверху напоминающих россыпь разноцветных точек, на открывающиеся вокруг русские просторы, чувствуешь одновременно свою ничтожность — и заботу Господа и святых, открывающих нам через красоту земного мира великолепие мира горнего.

Звенигород

Конечная цель нашего путешествия — Успенский собор на Городке в Звенигороде. Автобус мчится быстро и почти без помех — через два часа после выезда из Сергиева Посада мы уже в 10 километрах от бывшего центра Звенигородского удельного княжества, период расцвета которого пришелся на правление сына Дмитрия Донского Юрия Дмитриевича в конце XIV — начале XV веков. По пути наш гид готовит нас к тому, что знаменитый Звенигородский чин в Успенском соборе, по последним научным исследованиям, был написан… не Андреем Рублевым!

— Специалисты приходят к выводу, что во времена написания «чина» Рублев был еще слишком молод и вряд ли уже обладал таким необыкновенным уровнем мастерства, который здесь виден, — рассказывает историк. — Приглядевшись к «Троице», понятно, как Рублев ее рисовал, а глядя на «чин», мы не понимаем, как здесь линии вели, не можем различить мазка. Настенные росписи собора тоже делал не Андрей Рублев, а кто-то другой, на одних столпах искусствоведы определяют работу трех разных мастеров. 

Но, по словам Димы, не стоит расстраиваться, что мы «теряем» Рублева в Звенигороде. Высочайший уровень иконописцев того времени лишь подтверждает мысль о том, что гений святого Андрея развился не «из ничего». Юный подмастерье начинал с растирания красок и подготовки инструментария для старших наставников, смотрел на их работу, общался с ними, учился у них теории и практике, всем нюансам. А главное — перенимал подлинный опыт очевидцев «Пасхи Древней Руси». Небывалый расцвет духовной жизни и духовного искусства — таков был мир Андрея Рублева. 

К Успенскому собору нужно подняться по длинной пологой лестнице. Древний храм стоит прямо на ярко-зеленой траве, окруженный деревянными домиками и свежей, тенистой рощей. Тело собора почти до половины закрыто белой пеленой — видимо, из-за реставрационных работ. Тем не менее Дмитрий успевает рассказать нам о резных белокаменных поясах: по образцу этих уникальных завитков украшался Троицкий собор Лавры и Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевской обители. 

Внутри Успенского собора Дима раскрывает нам его тайны. Оказывается, древнюю роспись здания нельзя назвать фресками, поскольку фрески — это живопись по сырой штукатурке. Здесь же применена уникальная техника — роспись по сухой штукатурке. Слой краски очень тонок, как и слой штукатурки, на которой он лежит. Этим и обусловлена его плохая сохранность. А южные врата собора сделаны из цельного ствола дуба. 

Дендрохронологический анализ показал, что дерево врат датируется XV веком и помнит тепло рук сына Дмитрия Донского! 

Но самое удивительное — образы мучеников Флора и Лавра на западных алтарных пилонах. Именно в день памяти этих святых Дмитрий Донской получил от преподобного Сергия благословение на битву с Мамаем, которая произошла в день Рождества Богородицы. А значит, Успенский собор — самый древний из сохранившихся памятников Куликовской битвы! 

Таким образом замыкается круг нашего паломничества и его смыслов. Победа в Куликовской битве, спасение русской земли от гибели, сделало возможным строительство таких грандиозных храмов, как Успенский собор, — и гениальную духовную живопись. 

Фрески XIV века выглядят не очень впечатляюще, но на самом деле это достояние мирового масштаба.

Завершается путешествие «рублевцев» — как мы все себя, подружившись, уже называем, — теплым и радостным пикником на свежем воздухе. За трапезой мы делимся впечатлениями о поездке и обсуждаем планы следующих культурно-исторических маршрутов от Rublev.com, которые обязательно будут. Насытившись пищей духовной и телесной, возносим благодарственную молитву нашему покровителю и вдохновителю — преподобному Андрею Рублеву: 

О предивный иконописче преподобне отче Андрее! Услыши моления нас, грешных, с верою, надеждою и любовию взывающих тебе, и буди предстателем нашим пред Святою Троицею. Творивый благодатно в храмех Божиих, помози и нам созидати храмы во славу Божию. Постигнув тайны красоты истинныя, озари нас познанием красоты богослужения нетленныя. Исцеляяй души взиранием на иконы твоя, даруй нам и мощей твоих цельбу. Послуживый единению верных, исходатай и нам единым сердцем и едины устны восхвалити утишающаго розни мира сего в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. 

Никита НОВИКОВ,
главный редактор портала Rublev.com



ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ

Тамара КОЛЬЧЕНКО, юрист:

"Впечатление от поездки очень хорошее. Нельзя не отметить профессионализм организаторов, их увлеченность Андреем Рублевым, которая сразу же передалась нам. Запомнилось очень четко все: прекрасный город Владимир с древним Успенским Собором и великими святынями, хранящимися в нем, невозможно было выйти оттуда так как это чувство соприкосновения со святостью вселяло уверенность. По-новому увиделась Лавра, в полной мере открылось её величие и могущество. В полной мере это было отражено на литургии, проходившей в Троицком соборе с владыкой Феогностом. Эта поездка дала огромный заряд бодрости духа".


Елена КУЛИКОВА, бухгалтер:

"Самым ярким моментом в поездке был подъем на колокольню в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Подъем по лестнице был своеобразным испытанием и укреплением в вере, но оно того стоило! Прикоснуться к колоколу XVII века, который видел многое на своем веку (таких в Лавре осталось только три после всех испытаний, революций и войн), не каждому удается. 

С высоты птичьего полета золотые маковки церквей, люди кажутся очень маленькими, и ты понимаешь всю ничтожность своего бытия. Ты — маленькая песчинка, одна из искр в огне и пыль в веках. Ощущение благодарности к Всевышнему, что он дал мне зрение увидеть все великолепие этого бытия, ноги и руки для прохождения своего крестного хода жизни и напитал мое сердце любовью. Спасибо организаторам тура за ту атмосферу дружбы и сплоченности, за быстрое решение проблем и встречу с яркими гидами и экскурсоводами".

 
Евгения ДУБЧАК, стилист-имиджмейкер:

"Отличная поездка, приятная компания, прекрасная идея! Много интересного и нового! Все, кому рассказываю, хотели бы тоже оказаться в таком паломничестве, поэтому поздравляю с отличным дебютом! И желаю вдохновения, новых идей и предложений!"


Людмила ДРОНОВА, экономист:

"Спасибо. Думаю, не случайно я приняла участие в этой поездке. Дома родным и друзьям показывала фотографии, рассказывала о впечатлениях. И теперь точно знаю, что желающих принять участие в следующих мероприятиях будет ещё больше. Вы молодцы. Очень рада нашему знакомству".


Александр ЕГОРЦЕВ, журналист, фотограф:

"Очень приятная, открытая и доброжелательная группа собралась! К концу путешествия стали как семья. Как друзья. И колоритный гид — Дмитрий — походил на былинного богатыря Илью Муромца. Ему б не микрофон в ручищи, а богатырскую булаву..."

Вернуться в раздел

Новости

Тема соборных дискуссий 2017 года: "Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития". подробнее >
Форум пройдет 14 - 15 сентября в Иркутске. 2017 год объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий. подробнее >
Проект "Вера сегодня" стал победителем Международного грантового конкурса "Православная инициатива 2016 - 2017" подробнее >
В честь трехлетия портала Rublev.com фонд "Православные инициативы" организовал паломническую поездку по местам преподобного Андрея Рублева подробнее >