СХИАРХИМАНДРИТ ИЛИЙ: "Хотят ли русские войны?"

Известный духовник о кризисе, войне и мире, Украине и России

7 Марта 2017   Александр Егорцев   816
Схиархимандрит Илий. Фото Александра Егорцева

Это интервью с отцом Илием мы записали весной 2015 года, но сегодня, когда мир стоит на грани новых военных потрясений, эта беседа не менее актуальна. Мы приехали в Переделкино в самом начале Великого поста, у отца Илия, кажется, был день рождения. Наша встреча посвящена тяжелым проблемам войны и ненависти, национальной гордости и политического сумасшествия.

Отец Илий, сейчас мир словно сошел с ума. Всех волнуют события на Украине. Одни жаждут стремительной и победоносной войны, другие – опасаются катастрофы, начала Третьей мировой. Люди запутались и не знают, на что ориентироваться.

Наступивший 2015 год – год тысячелетия со дня кончины князя Владимира Крестителя, через которого Русь обрела христианство и впоследствии стала великой державой. Много было великих держав: Персидская, Вавилонская, Египетская, Римская империя, Византия. Дальше Российская империя. Отчасти Германская… Но Господь говорит: «Ищите прежде всего Царства Божия». Человеку, как высшему творению на земле, предоставлен выбор добра или зла.

Когда-то мир был языческий, нецивилизованный, мир дохристианский. И были постоянные войны, нестроения. А что сейчас? Человечество возросло, уже не лопатой, не топором человек действует, на него вся техника работает. Есть и радио, и телевидение, и компьютер. Все дается, чтобы человеку облегчить жизнь. Но мы видим, что человек опять все это превращает во зло. И особенно человек преуспел в создании современного оружия. Если раньше были стрелы, то к чему приведет нынешнее оружие? Если человек употребит его во зло…

Сейчас в результате конфликтов человечество стоит на грани пропасти и погибели. Если человек не затушит вот этот маленький пожар, во что он обратится — понятно. Нынешний, казалось бы, небольшой конфликт…

Есть, конечно, и заторможенные люди: которые смотрят только на собственные блага и не осознают всей тревоги. Но это очень опасно.

Были у нас мировые войны: Первая мировая, Вторая мировая. Целые миллионы погибли на полях сражений. А что может произойти от такой страшной битвы в нынешнее время?

Когда наши страсти получают свое выражение, тогда уже ничто не щадится. Ни города, ни люди. Ни миллионы людей… Все идет к развалу и разрушению, уничтожается жизнь, столько крови проливается. Для чего, кому на пользу?!

Мы знаем, что существует дьявол, богоборец. И Господь перед Своим страданием молился до пота кровавого в Гефсиманском саду. А дьявол, представляя Ему картину злобы, своей борьбы против человека, искушал, что напрасно страдает Господь, что зря Он проливает Свою кровь. Все равно дьявол своими ухищрениями не даст пользы нынешней цивилизации. Как раньше были конфликты, так и потом будут войны. 

А как же понятие христианской любви? Прочитайте хотя бы Евангелие от Марка, оно небольшое, за час можно прочитать.

«Мир я даю вам, если будете любить друг друга»… Поэтому только мир, любовь, христианская наша ответственность может избавить нас от страшных потрясений. Чтобы человек уснул в мире, в сознании безопасности. Но должны быть люди, которые имеют ответственность перед Богом за свои обязанности.

В гостях у отца Илия Великим постом

Посмотри каждый человек на себя. И вокруг, на историю, науку. Ломоносов, великий наш ученый, сказал: Бог дал нам две книги — Библию и Природу, то есть мир, разумно устроенный.

Но потом стали насаждать государственный атеизм. В России начиналось попрание истины, правды, и столько бедствий.

Конечно, весь этот налет и плесень атеизма должны быть сняты. А с ними и фигуры того вождя, который столько горя, несчастья и бед принес.

Отец Илий, могу предположить, что Ваши слова о памятниках Ленину могут вызвать в обществе неоднозначную реакцию. Есть немало людей, для которых Ленин — символ советского прошлого нашей страны, и мы знаем, что в той же Украине и даже в Крыму памятник Ленину на центральной площади становился символом сопротивления дикому национализму, олигархам и западной агрессии

Он давно уже должен быть убран, и вот почему: Ульянов не может быть символом чего-то хорошего. Пора избавляться от мифов.

Когда-то он был запущен в Россию для разрушения. Россия в то время воевала и стояла на грани победы, но он возмутил людей. Как к нему после этого относиться? Не предательство ли это было? Возмутить Россию, которая пошла на защиту славян, своих же людей.

Сербия, казалось бы, горстка людей… Но целую неделю Государь Николай, ломая руки, мучительно думал, как быть, как поступить - защитить ли Сербию или нет. И когда он все же пошел на защиту, здесь, внутри, возмутили народ — и во что потом превратили страну? Начался кошмар, голод. Несколько миллионов только от голода умерли, а сколько погибло, расстреляно или в лагерях? Это если посчитать: Магадан, Соловки, Колыма, Казахстан. Все полито кровью. Вот, что принесла революция! Просто отбросила Россию чуть ли ни на столетие назад... Вот, что этот Ульянов сделал, предал. Он должен быть выброшен с позором. И все статуи должны быть сняты. В первую очередь, статуи должны быть сняты в Донецке. Ведь миллионы наших русских погибли в том кошмаре революции… Поэтому надо избавиться от нашего символа зла. Надо снять статуи этим идолам.

А теперь, посмотрите, опять нас, русских, пытаются возмутить, разделить, из нас делают врагов, поливают нас грязью. А кто это сделал? Не те ли, кто сейчас возмущают Новороссию, Малороссию?

Но нам надо мирным путем всем договориться.

Ведь кто заинтересован в кровопролитии, в бойне? Конечно те, которые хотят зла России. И не только России, они желают зла и Европе. У них есть своя выгода, они хотят набивать свои богатства, им-то и нужна война.

Но если Война придет, то достанется всем. Что может с Европой быть? Просто гибель.

Поэтому надо учесть и понять, что нужно сейчас делать. А нужно примирение всех! И наши очаги зла надо учесть и избавиться от этого.

Отец Илий, Ваше мнение уважают не только в России, к Вам прислушиваются и на Украине. Там ведь те же самые люди, родные нам и по духу, и по крови. На Украине, по ту сторону границы, живут и мои родственники. Они тоже ходят в православные храмы, но сейчас они в растерянности. Телевидение говорит им, что во всем виновата Россия, виноват Путин. «Крым отобрал», «русские оккупанты»… Под воздействием СМИ миллионы украинцев сейчас в каком-то отчаянии, они уже не знают, где друг, где враг, кому верить? Что бы Вы сказали нашим родным людям Украины? 

В этом году мы все отмечаем не только 1000-летие кончины киевского князя Владимира Крестителя, Крестителя Руси. В этом году еще один важнейший — и общий для всех нас юбилей — 70 лет Великой Победы! А кто воевал? Конечно, прежде всего, русские люди. Но бок о бок с ними находились украинцы. И вся великая Россия, которая собрала множество народов под свой покров. Все они сражались, чтобы нацизм и фашизм никогда не восторжествовал и не господствовал над территорией нашей великой страны.

Не думаю, что, сидя в окопе, русские, украинцы, белорусы дрались бы между собой и друг другу говорили бы «ты негодяй!». Нет. Все они были единым целым — у них одна воля была, и одна смерть. Чтобы защитить Россию!

Храм святого Игоря Черниговского. Переделкино

А как освобождали тогда Киев! Посмотрите, сколько наших людей утонуло тогда при форсировании Днепра! Сколько там русских погибло, когда из Днепра только выходили пузыри… Кто-то мог хорошо плавать, кто-то нет — но люди все равно шли в Днепр. Большинство в обмундировании, с автоматом - они шли защищать Киев. Шли! И сколько там тысяч остались в воде… И там они не делились между собой на русского, украинца или белоруса — они все погибали. И Киев был взят, и не только Киев — дальше была освобождена вся Украина. Кем же? И украинцами, и русскими. И так до полной победы дошло. Кончилась война.

А что если бы тогда русские, как сейчас, кричали: «хохлы!»; украинцы кричали бы: «кацапы, москали!». Могла бы быть такая победа?! Не было бы победы.

Но прошло 70 лет мира, когда были все вместе. Сейчас ищут виноватого, возмущены, что Крым в России. Пожалуйста, но почему вы не вспомните, как при Ельцине, когда была отделена Украина, отошла от России — мы ведь не кричали так. Разве мы дрались за это, разве обижались мы на Украину, разве ненавидели мы украинцев за это? Где вы слышали об этом! Ничего никто не сказал. Почему же сейчас, когда Крым вернулся обратно, вы зло проявляете?

Вы же историю достаточно знаете. Когда он, Крым, назывался украинским?! Нет, он был просто общим и преимущественно русским. Там сколько крови русской пролито! Вы же знаете Крымскую войну, сколько там людей положено? А в эту, Великую Отечественную, сколько там было расстреляно русских офицеров? Да вы сами все знаете…

И в мирные времена вы посчитали бы, сколько в Крыму живет русских и сколько украинцев. Русских, думаю, в два раза больше.

Сколько санаториев было, в которые вся страна ездила отдыхать или лечиться. Разве была какая-то разница, кто там отдыхает — русский или украинец? 

С чего же теперь вы кричите «москаль»?

Вы же знаете, кто начал эту компанию, нынешнюю, злободневную. Вы же сами на Майдан вышли. Вы же начали всю эту драку. Русские разве начали?

А потом - вы это отлично знаете — все крымчане, большинство, проголосовали за то, чтобы Крым вернулся в Россию. Что вам еще надо, зачем вы обижаетесь?

Повторяю — у нас никогда не было разницы и разделения — русский или украинец. Живет ли он и работает в Киеве, в Москве или в Крыму. И сейчас, если будет мир между Украиной и Россией, все восстановится.

Также и с Крымом, он всегда был русским и общим - и при царском времени, и при советском. Что же вы сейчас клевещите?

Вы посмотрите лучше басню Крылова «Клеветник и Змея» о том, как в аду Змея заспорила с Клеветником — кто из них сильнее:

А в аде первенство, известно, тот берет,

Кто ближнему наделал больше бед.

Так в споре сем и жарком и не малом

Перед Змеею Клеветник

Свой выставлял язык,

А перед ним Змея своим хвалилась жалом…

 <…> Ты зла, — твое смертельно жало;

Опасна ты, когда близка;

Кусаешь без вины (и то не мало!), 

Но можешь ли язвить ты так издалека,

Как злой язык Клеветника,

От коего нельзя спастись ни за горами,

Ни за морями?

Так, стало, он тебя вредней:

Ползи же ты за ним и будь вперед смирней.

С тех пор клеветники в аду почетней змей.

То есть клеветник хуже змеи. Так зачем вы клевещите? Вы же православные люди. Вы же одной крови. Сейчас ведь многие - наполовину русский, наполовину украинец — все смешались. Сколько в одной только Москве украинцев живет! Муж и жена живут — какая разница, «кацап» он или она «хохлушка»? Кого вы называете «захватчиками», «оккупантами»? Сами себя же называете… Зло вас подстегивает, накаляет. Зомбированы все, Киев зомбирован. Почему вы не скажете: «Хватит нам брехать, хватит говорить ложь!». Чем вас обидел русский человек?

Сейчас на жизни россиян особенно сказывается экономический кризис. Многие теряют работу, продолжаются увольнения. Люди в депрессии, в унынии, нужно кормить семьи; не знают, что впереди. Как пережить этот кризис, как выдержать? 

Понятно, что в жизни и были и будут трудные периоды, и это порождает уныние. И сейчас этот конфликт вокруг Украины. Как и раньше, так и сейчас ложь восторжествовала… Но начинать надо с 1917 года. Сколько было тогда перевернуто жизней людей! Пострадал самый цвет русской нации. Да то же самое «кулачество», так называемое… И только в Войну, слава Богу, стало возвращаться сознание. А кто выиграл Великую Отечественную Войну? У тех людей еще было сознание старой жизни, сознание ответственности, воспитаны были люди в труде. И они душу свою положили.

Во время беседы с отцом Илием

А дальше что происходило? Моя мать работала целый год, но почти ничего не получала. А сколько налогов платили, подоходный налог — 40 кг мяса надо было выплатить, 150 яиц. Откуда было взять? Мы, и я тоже, голодные были. Потому что все из деревни бежали.

Почему люди спрашивают — где работать? А нет деревень! Такая политика была, и все перевернули. А сколько погибло трудяг. Поэтому сейчас оказался у нас кризис. Надо восстановить деревню. Надо восстановить жизнь, производство. Россия и при санкциях проживет, у нее хватит всего, у нас богатств хватает — только надо работать! И все будет, Россия восстанет, только терпения надо набраться.

Многие сегодня живут ощущением приближающейся войны. 

Тут многое зависит от нашего благоразумия. Над нами есть Бог. И Бог любит человека, любит мир. Люди тоже хотят мира, хотят жизни. Но почему-то человек восстает на Бога… Мы сейчас находимся на краю пропасти; если не осознаем христианскую ответственность, может все рухнуть…

На Донбассе за эти месяцы много погибло людей. Возможен ли свет в конце тоннеля?

В Евангелии сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Конечно, были озлобленные — и с той, и с этой стороны. Но сейчас самое главное — чтобы не развивались дальше эти страшные кровопролитие и междоусобная брань. Жалко пострадавших… Россия сколько приняла беженцев! И как они сейчас переживают, что вынуждены были бросить свои родные дома. Многие из которых уже разрушены. 

Как не допустить войны? 

На Украине считают, что русские их где-то обидели. Но все-таки за Крым несправедливо обижаются. Крым не может быть местом наших конфликтов. Крым всегда был русским. Ну, было ли когда-нибудь, что поехал украинец в Крым и его бы ущемляли по национальному признаку?! В Москве постоянно русские и украинцы рядом, в транспорте, в магазине. Есть ли у нас какое-то недовольство?! Какие причины для ненависти? А на нас столько зла выливают, мол, это «ваша Россия». Мы славяне, мы единокровны, сейчас все уже так перемешалось, что и не понять — русский он или украинец. К сожалению, Киев просто натравили на Россию. 

Отец Илий, поздравляем Вас с приближающимся юбилеем Великой Победы! Ведь для Вас этот праздник особенно дорогой.

Мне было 8 лет. Я тогда, в 45-м, как говорится, еще «под стол ходил». Но это правда - я все помню, помню эту Войну и эту Победу. Спаси, Господи, вас, и ваших читателей! Я очень признателен за ваше внимание и оказанную любовь…

Беседовал Александр ЕГОРЦЕВ


Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Схиархимандрит Илий (Алексей Афанасьевич Ноздрин)

Родился в 1932 г. в Орловской области в крестьянской семье. После того как его отец в 1942 г. скончался в госпитале от ранения, мать вырастила четверых детей одна.

Служил в армии. Поступил в Саратовскую духовную семинарию. После ее закрытия в 1961 г. продолжил образование в Ленинградской духовной семинарии, затем в Академии. Пострижен в монашество.

С 1966 г. 10 лет нес послушания в Псково-Печерском монастыре. С 1976 г. направлен в русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне.

В конце 1980-х гг. направлен в качестве духовника в Оптину пустынь, где принял постриг в великую схиму с именем Илий. В 2010 г. на Пасху возведен в сан схиархимандрита.

Является духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.


Вернуться в раздел

Новости

7 июля Патриарх Кирилл посетил остров Коневец в Ладожском озере подробнее >
Митрополию на Кольском полуострове возглавит военный моряк, капитан II ранга в отставке епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин) подробнее >
Патриарх Московский и всея Руси обратился к мировому сообществу в связи с давлением со стороны украинских властей на Украинскую Православную Церковь и вмешательством государства в церковную жизнь на Украине подробнее >