Страна башен. Автоэкспедиция "Кавказ Неизвестный" в Ингушетии (Часть II)

28 Ноября 2017   Андрей Кретов   1666
Башенный комплекс Эгикал, Ингушетия. Фото Александра Егорцева
Первый этап автомобильной экспедиции "Кавказ Неизвестный" подходил к завершению. Позади восхождение на Эльбрус, Дагестан, Чечня, Северная Осетия, Кабардино-Балкария и Ингушетия. После престольных торжеств в Ново-Синайском монастыре города Сунжи, уже прощаясь с участниками автопохода, епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам посоветовал экипажу перед отбытием из Ингушетии заехать еще в Джейрахский район.

- Многие привыкли транзитом пересекать Ингушетию по главной трассе, ограничиваясь лишь посещением центральных городов - Назрани, Магаса и Сунжи. Но вам бы я порекомендовал обязательно побывать в горных аулах, в так называемой "стране башен". Считается, что там сердце Ингушетии! Вся её древность, история, старинные памятники и первозданная природа. Там вы найдете, кстати, и самый древний в республике христианский храм Тхаба-Ерды, - напутствовал журналистов глава Махачкалинской епархии.

По договоренности с властями республики экипажу автоэкспедиции выделили специальное сопровождение. Вместо гидов в этой поездке по горной Ингушетии выступили местные полицейские.

Из города Сунжи выехали во второй половине дня, взяв курс на юг, вдоль реки Ассы. Станица Нестеровская, селения Алхасты, Галашки, Мужичи, Нижний Алкун. Развив немалую скорость, два автомобиля стремительно направились в ущелье.

Погода портилась, из-за туч и дождя заметно стемнело. Необходимо было торопиться, чтобы попасть в "страну башен" до захода солнца - иначе поездка окажется напрасной.


До этого участники автоэкспедиции "Кавказ Неизвестный" уже четыре раза пересекали Ингушетию, но видели лишь равнинную её часть, расположенную в долине реки Сунжи. И только теперь им открылась совершенно другая Ингушетия, не затронутая современной цивилизацией, первозданная и загадочная.

Дорога петляла вдоль бурной реки, вокруг высились скалы и покрытые густыми лесами горные массивы. Сквозь сумерки от тумана и моросивший дождь то и дело проступала пестрота красок золотой осени.

Двое детей на заднем сиденье, окончательно укачавшись по серпантинам, вскоре уснули. Экипаж экспедиции переживал теперь только об одном - лишь бы успеть за перевал до темноты! И жаль, если и там, за горами, тоже ждут дождь и туман...

В горах погода изменчива и непредсказуема. Миновав ущелье и оставив позади окутанные облаками хребты, автомобили экспедиции оказались на высокогорном плато. Здесь уже не было ни дождя, ни тяжелых туч - только сильные порывы ветра и яркое холодное солнце.

В какой-то момент охватывает немой восторг. То здесь, то там внезапно стали показываться старинные селения ингушей. И множество башен - не одна, не две, а целые башенные комплексы, замки и крепостные стены. На склонах гор и на вершинах, в ущелье над рекой, на острых скалах и покатых холмах... Это и была та самая "страна башен", о которой рассказывал православный архиерей.

На развилке перед КПП путешественников встречает грозная фигура орла, ставшего символом Государственного природного заповедника "Эрзи". За шлагбаумами несколько грунтовок, по которым можно добраться к знаменитым памятникам и башенным комплексам: "Эгикал", "Вовнушки", "Таргим", "Тхаба-Ерды".
На въезде в заповедник "Эрзи"

Поскольку отсюда до границы с Грузией рукой подать, для проезда к храму Тхаба-Ерды нужен специальный пропуск. Дальнейший путь автоэкспедиции "Кавказ Неизвестный" проходит в сопровождении офицера пограничной заставы. Военнослужащие, охраняющие границу в Джейрахском районе, успели хорошо изучить эти места, о древних памятниках Ингушетии рассказать могут не менее интересно, чем профессиональные экскурсоводы и археологи.

Примерно через 15 минут горная дорога выводит к холму, на склоне которого одиноко стоит открытое всем ветрам здание прямоугольной формы, сложенное из разнокалиберных камней.

Это и есть храм Тхаба-Ерды - древнейшее христианское сооружение на территории Ингушетии. Его название переводят и трактуют по-разному. На сегодняшний день распространено несколько вариантов расшифровки: "Две тысячи святых"; "Храм святого Фомы"; "Наша вера" (или "Храм веры").

Нет среди ученых и единого мнения относительно точной датировки этого храма и его основания. Часто указывают VIII - IX века нашей эры, отмечая в архитектуре Тхаба-Ерды синтез грузинского и древне-ингушского стилей. Другие называют X век.

В исследовании Георгия Чубинашвили приводятся следующие пояснения: "Архитектурные формы Ткоба-иерди и его орнаментальный и фигурный декор указывают на принадлежность памятника к кругу грузинского искусства, но вместе с тем имеются черты индивидуального отличия, которые нужно считать локальными особенностями Ингушетии... Первоначальное строительство трехцерковной базилики относится к древнему времени - к периоду VIII-IX век. Второй строительный период хронологически определяется деятельностью первого архитектора храма Баграта в Кутаиси, то есть переломом Х-го и XI-го веков. От этого строительного этапа сохранилось много разных деталей, и к нему же относятся орнаментованные карнизы. Третий строительный период совпадает с периодом позднего ингушского строительства, которое документируется башнями-домами, то есть падает на эпоху с XV-XVI века начиная. Этому периоду история обязана тем, что памятник дошел до нас хотя бы в таком виде, как мы его видим, то есть это была по существу работа восстановления, ремонта здания" (Ткоба - иерди: (К вопросу о культурных связях Ингушетии и Грузии) // Вопросы истории искусства: Исследования и заметки: Т.2 / Георгий Чубинашвили. - Тбилиси, 2002).

Несмотря на кажущуюся простоту, этот дивный храм, построенный грузинами на рубеже первого и второго тысячелетий, до сих пор хранит множество загадок.

Особый интерес представляют настенные детали. Сразу бросается в глаза необычная композиция на западном фасаде. Над входом на плитах помещены две фигуры: центральная (меньшего роста), как полагают, изображает Христа, справа (размером побольше) - изображение ктитора храма (то есть его устроителя, заказчика). Правой рукой ктитор держит опущенный меч, левой рукой поднимает крест.

Эту композицию датируют X - XII веками!

У многих сразу возникает вопрос: почему фигурка ктитора на храме Тхаба-Ерды больше Христа? Как могло произойти такое нарушение иерархичности?

Возможно, причина несоответствия в том, что еще в средние века часть плит была утрачена. Когда храм начали реставрировать, найденные плиты поместили в свободные ниши. То есть изначально изображения могли располагаться как-то иначе.

На фасаде и сегодня остаются выемки от других плит, которые бесследно исчезли или же находятся где-то рядом, на территории "страны башен".

В восточной части храма в арке размещена еще одна любопытная композиция. В правой части изображен человек, протягивающий руки к еле различимому зверю. Сюжет восходит к Библии: это Самсон борется со сльвом.

Слева над окном алтаря еще три фигуры: предположительно, Христос и предстоящие Ему двое ктиторов, один из которых на руках преподносит здание храма.

Внутри Тхаба-Ерды всегда царит полумрак, разумеется, здесь нет ни электричества, ни фонарей. Естественное освещение проникает через небольшое окошко в алтарной части. В самом алтаре сегодня лежит большой каменный крест, на амвоне установлена древняя резная чаша-купель, тоже из камня.

Слегка подождав, пока глаза привыкнут к темноте, имеет смысл рассмотреть купольную часть: под сводами местами виден старинный резной орнамент, сам купол образован из круговой каменной кладки, в центре которой оставлено отверстие.

Ингушетия пережила нашествие Тамерлана. Но этот христианский храм каким-то чудом уцелел. Что удивительно, даже с приходом в эти земли ислама Тхаба-Ерды оставался весьма почитаемым среди ингушей. С древних пор и до середины XX века в Тхаба-Ерды собирался совет старейшин, решались главные вопросы, созывались народные сходы.

10 ноября 2012 года в Тхаба-Ерды состоялось православное богослужение - первое после более чем столетнего перерыва. На молебне в стенах древнего храма присутствовал и глава Республики Ингушетия Юнус-бек Евкуров.

«Очень знаменательно, что сегодня в этом тысячелетнем храме, одном из символов Ингушетии, состоялась первая церковная служба начиная с XIX века. Это важная часть нашей богатой истории. Мы не собираемся закрывать храм на замок, туристы должны иметь возможность посещать это святое место. Храм должен выполнять свои функции, заложенные в древние времена», — заявил тогда глава Ингушетии.

Спустя несколько месяцев, 8 апреля 2013 года в Тхаба-Ерды было совершено первое архиерейское богослужение. Отслужив молебен, епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам выразил надежду, что когда-нибудь и в этом особенно значимом историческом храме Ингушетии будет возобновлена литургическая жизнь.

В последующие годы на одном из таких молебнов в Тхаба-Ерды побывала и организатор автоэкспедиции "Кавказ Неизвестный" президент Фонда "Православные инициативы" Ксения Тихомирова.

"Служил тогда сам владыка Варлаам, а на месте прихожан наши пограничники с заставы, - вспоминает Ксения Тихомирова. - Трудно словами передать те чувства немого восторга и трепета, которые испытываешь, находясь на богослужении в этом храме. В полумраке мерцанье свеч, движенье теней на каменных стенах, дым от кадила и запах ладана. Песнопения и молитва заполняют своды, и древний храм как-будто ожил".



Покинув Тхаба-Ерды, в сопровождении полиции и пограничников автоэкспедиция "Кавказ Неизвестный" направилась по серпантинам в противоположную сторону Таргимской котловины. Возле того же КПП, проехав под другим шлагбаумом, автомобили свернули на горную дорогу, ведущую к одному из самых величественных музеев под открытым небом - башенному комплексу "Эгикал".

Согласно одному из преданий, возле Кавказского хребта в окружении остроконечных вершин, сверкающих ледниками, на изумрудных лугах в долине реки Ассы давным-давно жил мудрый и достойный человек по имени Га. У него было три сына: Эги, Хамхи и Тергим. Перед своей кончиной Га, призвав сыновей, завещал им:
«Ты, Эги, поселись в том ауле, где жил я. Ты, Хамхи, построй свой аул. То же сделай и ты, Тергим».

По именам сыновей Га и были названы три древнейших селения Ингушетии: Эгикал, Хамхи и Таргим. Сегодня это крупнейшие башенные комплексы всего Северного Кавказа, сохранившиеся до наших дней.

В этих аулах давно никто не живет. Только камни, ступени, жилые и боевые башни с высокими бойницами и балкончиками, могильные плиты и родовые склепы, разбросанные по всему склону. В некоторых склепах и сейчас видны кости, черепа, кисти рук. Но прах умерших никто не тревожит...



В Эгикале участники автоэкспедиции встретили несколько машин с ингушскими и чеченскими номерами. Сюда часто приезжают экскурсии из соседних республик. Для самих ингушей эти места особенно ценны - все-таки здесь корни народа, его история.

Дождавшись в Эгикале солнечного заката, автоэкспедиция "Кавказ Неизвестный" вернулась в Ново-Синайский монастырь Сунжи.

Запланированное путешествие подошло к концу, можно было возвращаться в Москву. Но на обратном пути, проезжая Северную Осетию, участники похода приняли решение еще на несколько дней задержаться на Кавказе. Повернув в Дарьяльское ущелье в сторону Верхнего Ларса, автоэкспедиция направилась по Военно-Грузинской дороге к знаменитому Крестовому перевалу.

В тот же вечер, благополучно миновав границу, путешественники остановились на ночлег у подножья горы Казбек в грузинском селе Степанцминда.
Автоэкспедиция "Кавказ Неизвестный" достигла горы Казбек

Но дальше экспедицию ожидало серьезное испытание. Ранним утром на Грузию обрушился ураган, сильные порывы ветра вскоре сменились снежным бураном. В считанные часы Военно-Грузинскую дорогу замело, образовался гололед, и дальнейший подъем на летней резине оказался весьма сложным и рискованным. 
Грузинские полицейские помогают вытолкнуть автомобиль автоэкспедиции

Экипажу, в составе которого находились и дети, предстояло быстро принять непростое решение: или развернуться в Степанцминде и сразу поехать обратно в Россию, в Москву; или же продолжить движение вверх и попытаться сквозь буран преодолеть перевал Крестовый...

(продолжение следует)

Андрей КРЕТОВ
Фото Александра ЕГОРЦЕВА

Автоэкспедиция «Кавказ Неизвестный» проводится Фондом «Православные инициативы» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Организационным партнером проекта выступает Махачкалинская епархия Русской Православной Церкви.
Вернуться в раздел

Новости

Тема соборных дискуссий 2017 года: "Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития". подробнее >
Форум пройдет 14 - 15 сентября в Иркутске. 2017 год объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий. подробнее >
Проект "Вера сегодня" стал победителем Международного грантового конкурса "Православная инициатива 2016 - 2017" подробнее >
В честь трехлетия портала Rublev.com фонд "Православные инициативы" организовал паломническую поездку по местам преподобного Андрея Рублева подробнее >